Какую тяговую АКБ выбрать на вилочный погрузчик?

pdava.jpg

Свинцово-кислотная или литиевая?

От параметров тяговых аккумуляторных батарей зависит производительность парка вилочных погрузчиков в конкретных условиях эксплуатации. Сравнительно недавно единственным вариантом были свинцово-кислотные АКБ. Сегодня всё большую конкуренцию им составляют литиевые тяговые АКБ, выполненные по различным технологиям.

Прежде, чем электропогрузчик купить, стоит оценить его совокупную стоимость владения — какой вариант АКБ в итоге окажется эффективнее как с точки зрения производительности, так и расходов. Стоит также принять во внимание вопросы утилизации АКБ. Важен правильный выбор АКБ для вилочного погрузчика, так как переход с одного типа батарей на другой требует вложений в зарядную инфраструктуру и обучение персонала обращению с новым оборудованием.

Свинцово-кислотная батарея: преимущества и недостатки

Основные технологии, по которым производят свинцово-кислотные АКБ:

— WET — традиционная с жидким электролитом;

— GEL (Gel Electrolite) — с электролитом, загущенным до нетекучей желеобразной массы;

— AGM (Absorbed Glass Mat) — с электролитом, абсорбированным в стекловолоконный сепаратор.

Главные преимущества свинцово-кислотных АКБ вне зависимости от технологии изготовления:

— доступная цена;

— взаимозаменяемость;

— отслужившие АКБ перерабатываются почти на 100%. Сформировалась мощная перерабатывающая отрасль и разветвлённая инфраструктура по приёму старых и неисправных АКБ;

— полная локализация производства АКБ, означающая независимость от импорта и санкций, в том числе перспективных. 

Дополнительные преимущества GEL и AGM АКБ:

— не требуют контроля за состоянием электролита;

— герметичны и могут эксплуатироваться в любом положении кроме перевёрнутого;

— не выделяют газов при зарядке и эксплуатации и могут использоваться на производствах с высокими требованиями к выбросам либо там, где нет вентилируемого помещения для зарядки. Такие АКБ используют даже на космических объектах. 

Недостатки свинцово-кислотных АКБ:

— ограниченный ресурс — около 1500 циклов зарядки для WET, 400-1200 циклов для GEL в зависимости от регулярной глубины разряда и до 400 циклов для AGM;

— требуют повышенного внимания: не допускать разряда более, чем на 80% во избежание сульфатации, а также полного разряда, перезаряда, перегрева и длительного нахождения в разряженном состоянии. Все тяговые свинцово-кислотные АКБ не терпят частичной подзарядки. 

Характерные недостатки технологии WET АКБ:

— негерметичны и эксплуатируются только в вертикальном положении;

— выделение взрывоопасных газов допускает работу в проветриваемых, а зарядку в вентилируемых помещениях;

— требуют контроля уровня и плотности электролита и долива дистиллированной воды.

При этом WET АКБ наименее требовательны к зарядным устройствам.

Литиевая батарея для электропогрузчика: преимущества и недостатки 

Сегодня литиевые батареи производят по меньшей мере по 6 различным технологиям. Подавляющее большинство батарей поступает из Китая, некоторое количество уже изготавливают в России из китайских материалов. Инфраструктура для сбора батарей у населения и организаций, а также перерабатывающие предприятия в России есть, отрасль развивается и чем больше литиевых АКБ будет в эксплуатации, тем больше их будут сдавать в переработку, тем больше будет материалов для внутреннего производства.

Главное преимущество литиевых АКБ — это в разы больший ресурс, чем у свинцово-кислотных — до 4000 циклов. Также литиевые АКБ:

— легче примерно на 35%;

— способны отдавать больший ток, повышая производительность погрузчика;

— допускают ускоренную зарядку и частичную подзарядку в перерывах, что позволяет увеличить интервал между полными зарядками;

— полная зарядка займёт 2,5-6 часов против 8-14 часов для свинцово-кислотных;

— полностью герметичны и могут эксплуатироваться в любом положении;

— полностью необслуживаемы и безопасны в эксплуатации — при зарядке и работе не выделяют никаких газов и могут использоваться в любых помещениях.

Однако, пока литиевые батарей в разы дороже свинцово-кислотных. При утилизации литий-железо-фосфатные батареи (LiFePo4) должны отделяться от литиевых АКБ других типов. Также к недостаткам можно отнести зависимость от импорта из Китая зарядных устройств, готовых батарей и материалов для их производства.

Будущее за литиевыми батареями 

Какой тяговый аккумулятор выбрать для погрузчика зависит от многих факторов: требуемых рабочих характеристик погрузчиков, интенсивности эксплуатации, имеющегося парка техники и зарядного оборудования. Тем не менее, старейшая свинцово-кислотная технология начинает вытесняться и в перспективе более оправдан выбор литиевых батарей, которые по мере развития внутреннего российского производства будут становиться доступнее. При выборе типа литиевых батарей стоит убедиться в том, насколько просто их потом сдать в переработку.

IMG_7995.JPG


Возврат к списку